«Всё изменилось за секунду», вспоминает 72-летний Джордж Грэм про самые сладкие моменты жизни, случившиеся с ним на "Энфилде" в пятницу ночью 1989 мая. 28 лет спустя ноябрьским утром, в одной забегаловке на Hampstead High Street полусъеденный сэндвич с беконом лежит на тарелке Грэма, пока памятные моменты мерцают в головах действующих лиц: гол Майкла Томаса на последнем минуте финального матча сезона 1988-89.
Тот сезон был омрачён большой трагедией на Хиллсборо, когда 96 фанатов Ливерпуля были задавлены на стадионе 15 апреля 1989 года. 41 день спустя решающий матч между Ливерпулем и Арсеналом разыгрывался на Энфилде. Ливерпуль сделал свой очередной прыжок на вершину таблицы в те времена, и мог даже позволить себе проиграть ту игру. Чтобы выиграть титул, Арсенал был обязан обыгрывать Ливерпуль 2-0 – казалось, невозможная задача на Энфилде.
«На последней минуте мы вели 1-0, и я вёл себя довольно сдержанно. Тогда я подумал: ‘Какая же всё-таки фантастика приехать сюда и приблизиться так близко. Чёрт побери!’ На самом деле я уже думал, как похвалить парней перед СМИ, когда мы забили»
Грэм смеётся над незабываемым моментом, который имел место на 89 минуте. «Все, кто был на скамейке запасных, сходили с ума, но я лишь наполовину. Потом всё поменялось на 100% за долю секунды. Они выиграли титул, но потом проиграли его за секунду»
Всё произошло спонтанно, однако выглядело, как будто время замедлилось перед взрывом эйфории для Арсенала и опустошения для Ливерпуля. Когда Грэм возвращается к своему сэндвичу с беконом с большим удовольствием, то кажется, что бывший менеджер Арсенала по-прежнему считает, что его защитный футбол должен был помочь произвести самый экстраординарный климакс.
Серхио Агуэро сотворил невероятный конец сезона 2011-12, забив победный гол на последней минуте, обеспечивший победу над КПР 3-2 и чемпионский титул впервые за 43 года для Манчестер Сити. Мартин Тайлер сходил с ума, когда комментировал эту игру: : "Agüeroooooooooooooo! Клянусь, вы ничего подобного больше не увидите!”
Грэм, Арсенал и английский футбол уже свидетельствовал сейсмический момент, когда Майкл Томас стащил титул у Ливерпуля с Энфилда. Обе команды закончили сезон, набрав 73 очка, с идентичной разницей забитых-пропущенных мячей, однако клинический финиш Томаса позволил Арсеналу стать чемпионом, потому что лондонцы забили больше голов за сезон. Это было нечто особенное – особенно учитывая властный статус Ливерпуля и трагический фон Хиллсборо.
Были и трогательные сценки в 89 – начиная с терзаемого выражения Найджела Уинтерберна, когда вспоминали про Хиллсборо, кончая эпизодом, когда игроки Арсенала вышли с цветами к болельщикам Ливерпуля. «Кевин Фрайар (управляющий директор Арсенала) придумал эту идею. Это был феноменальный жест. Болельщики Ливерпуля также были феноменальны – аплодировали нам в самый важный момент сезона. Это требовало мужество»

«Арсенал сильно рисковал, приглашая меня в марте 1986. Это не случилось бы сегодня. Просто-напросто Арсенал не назначил бы тренера Миллуола. Когда я впервые прибыл в Арсенал, то, честно говоря, не видел игр первого дивизиона в течение 2 лет. Также мой секретарь вводил меня в курс дела каждый понедельник с помощью газет-субботников. Таким образом, я читал местных журналистов, чтобы понять, кто играет хорошо в низших дивизионах. В общем, я отправился посмотреть на Ли Диксона – дважды подряд игрока года в Стоке. Как я узнавал это? Делая мою домашнюю работу»
«Когда я приехал, чтобы глянуть на Ли, я также обратил внимание на Боулди (Стива Боулда). Я подумал: ‘Я мог бы преуспеть с центрхавом, как он’. Я купил их обоих. Я купил Найджела из Уимблдона, маленького Кевина Ричардсона из Уотфорда. Вообще моим первым подписанием стал Перри Гроувз из Колчестера за £75,000. Перри имел скорость и темп, и это несмотря на то, что постоянно бубнил и тараторил. Я раньше заклеивал его рот Эластопластом на тренировках»
Грэм внушал страх перед своими подопечными и Андерс Лимпар однажды проговорился, что играть за него было чем-то вроде, как жить под Саддамом Хуссейном. «Это никогда не беспокоило меня. Должно же быть некое чувство типа ‘Oh…!’, когда босс входит. С некоторыми из парней я не церемонился, поэтому у меня была дисциплина»
Мог бы сегодня менеджер работать с игроками тем же образом, как это делал Грэм в Арсенале? «Присутствует миф, что раз мои игроки неплохо зарабатывали, то они могли делать всё, что хотели. Я не согласен. Большинство игроков, да и людей тоже, хотят быть ведомыми. Окей, сегодня игроки более сильны с финансовой точки зрения, и тренеру нужно быть более сильным, чем раньше. Несколько новых тренеров в АПЛ великолепны. Конте сильный, Гвардиола тоже»
Мы обсуждаем Жозе Моуриньо, который насмехается над ‘поэтами’ после того, как сводит на нет их оппозицию. «Кто-то сказал мне: ‘Жозе такой же как ты. Он строит команду, чтобы побеждать, а не чтобы развлекаться.’ Я всегда думал, что спорт это только про победы»
До сезона 1988-89 Арсенал котировался букмекерами на титул, как аутсайдер с коэффициентом 6.25, в то время как ставка на чемпионство Ливерпуля была 50 на 50. К финальному матчу на Энфилде котировки немного уплотнились, однако убеждённость Грэма была ясной. Он даже предсказал точный результат перед своими игроками. «Я сказал им то, что я предвидел. Я не знаю, подумали ли они, что я спятил, но они выслушали меня. У нас была жёсткая команда, и такую репутацию очень сложно сломать. Если Арсенал забивает первым – забудьте это. Игра кончена. Каждый списал нас со счетов, и я взял эту философию на Энфилд. Грэм Сунесс, лучший эксперт на телевидении сегодня, имел целую страницу на Mirror. И он написал: ‘Что за трата времени!’ Однако я знал, что если мы забьём первыми, то они занервничают. Я сказал: ‘Все ожидают, что мы выйдем и полетим в атаку. Забудьте это.’ У меня был свой план»
Этот план повлёк за собой необычное решение приехать в Ливерпуль утром в день матча. «Кое-кто порекомендовал почитать The Naked Ape от автора Десмонда Морриса, потому что это отчасти была драка за территорию. Когда вы едите на Энфилде, то там будет драка, поверьте мне. Эта книга помогла мне подумать про вражескую территорию. И я подумал: ‘Мы встанем с кроватей утром накануне матча, подготовимся, почистим зубы и поедем.’ Люди не могли поверить этому»
Грэм также удивлял каждого, как архитектор известной четвёрки защитников Арсенала, когда он менял защитную стратегию. «Мы играли против МЮ в 3 защитника несколько недель назад. Адамс, Боулд и О’Лири. Таков был мой план на Олд Траффорде перед поездкой на Энфилд. Но Ливерпуль не нападал. Вы могли видеть, как они думали: ‘Никто не обыгрывает нас 2-0 на Энфилде.’ Они сидели сзади, и мы сидели сзади. Я подумал: ‘Всё идёт своим чередом.’ Я сказал им сыграть по возможности 0-0 в первом тайме, а потом мы забьём свой первый гол»
Алан Смит забил первый гол, а потом Томас чудотворным образом решил момент, который стал лучшим моментом в жизни Грэма. «Да это был лучший момент жизни наряду с выигрышем Кубка кубков в Копенгагене»
В мае 1994 Арсенал обыграл Парму в финале Кубка кубков в Копенгагене. «Они были невероятно хороши. Половина их игроков были из сборной Италии, а впереди у них были такие игроки, как Зола и Асприлла. Они убивали нас в начале игры. Они попадали в перекладину, Симен также не раз спасал нас. Но потом забил Смит и Арсенал выиграл 1-0»
Грэм, защитный мастер, наслаждается разговорами про эту игру. Это звучит, как будто матч в Копенгагене принёс ему больше удовольствия, чем Энфилд. «Отчасти, так и есть. Ян Райт был дисквалифицирован. Джон Дженсен был травмирован. Мартин Киоун провалил фитнес-тест тем утром. Я был вынужден прибегнуть к молодому парню Яну Селли и Стиву Морроу, чтобы обыграть топ-клуб Италии. Там мы были великолепны, и вообще, этот матч люди часто забывают»
Арсенал в 1991 году обеспечил ещё один чемпионский титул, проиграв всего одну игру за сезон и пропустив всего 18 голов. «С нас также сняли 2 очка после массовой стычки с МЮ, а также мы потеряли Тони Адамса»
Адамс, капитан Арсенала, был отправлен за решётку на 4 месяца за вождение в нетрезвом виде. «Тони был на каникулах, по воле Её Величества. В то время как футбольный сезон был в разгаре»
Грэм не живёт прошлым – вот почему, он предпочитает не говорить про нелегальный бонус в £425,000, который он получил он агента Рене Хауге вслед за покупкой Дженсена и Пола Лидерсена. В феврале 1995 он был уволен из Арсенала и забанен на год Футбольной Ассоциацией. Грэм затем тренировал Лидс и Тоттенхэм – однако его репутация была сильно запятнана.
В Арсенале Грэм выигрывал ‘дабл’ в качестве игрока в 1971 году, и это, само собой, его самый любимый клуб.
«Мои достижения в Арсенале не плохи: 6 трофеев за 9 лет в роли менеджера, и я выиграл европейский турнир, который недооценивают. Посмотрите на четвертьфиналы того турнира: Аякс, Реал Мадрид, Бенфика, ПСЖ, Байер, Торино и Парма. Мы играли в ПСЖ в полуфинале, в Париже сыграли вничью, а дома выиграли 1-0, когда Давид Жинола и Джордж Веа летали по полю»

Радость Грэма в его победе 1-0 была выкована в неутомимой работе, которую он проводил со своими защитниками. «Я был великолепен в организации защиты и всегда считал Милан своим идеалом. Они были лучшей командой из тех, что я вообще когда-либо видел, и они единственная команда, которая делала офсайд лучше нас»
«Проблема в том, что сейчас у нас слишком слабая защита. В Англии есть несколько клубов, которые хороши в атаке и владении, а также и в защите. Честно говоря, мне нравится игра Тоттенхэма. Думаю, у них лучшая защита в лиге. И я очень рейтингую Маурисио Почеттино. У него есть качества, и мне просто нравится то, как он подходит к делу и руководит командой. Он не идёт на рожон, потому что клуб больше, чем он. У Тоттенхэма отличная интенсивность»
Грэм уже не ходит на футбол слишком много, но он приглашён на субботнее дерби между Арсеналом и Тоттенхэмом в следующем туре. Однако он не скрывает своё разочарование очевидной стагнацией клуба. Джорджу задали вопрос, был ли он на недавнем смехотворным ежегодном собрании совета директоров, на котором Чипс Кесвик отказался ответить на вопросы про будущие стратегии клуба и про амбиции Стэна Кронке
«Я не беспокою себя этим, потому что ничего не меняется. Какая разница? В футбольном клубе Арсенал нет руководства. Я слышал, как исполнительный директор Иван Газидис сказал, что Арсенал выступает даже выше ожиданий»
«Выше ожиданий, реально?» Грэм фыркнул в недоверии. Он также считает, что Алексис Санчес и Месут Озил должны были быть проданы ещё до того, как сезон стартовал, и что Арсеналу нужно сделать 3 знаковые покупки. Правда, шотландец осторожен и не критикует Арсена Венгера. «Он много принёс в английскую игру, много принёс в Арсенал»
Но оказывается, что Венгер отказывается позволять кому-либо бросать ему вызов в клубе. «Это правда. Гляньте на всех №2, которые были при Сэре Алексе Фергюсоне: Брайан Кидд, Стив Макларен, Арчи Нокс, Уолтер Смит, Рене Меленстен. Как вы думаете, почему он нуждался в них?»
«Как путь регенерации своих амбиций и клуба? Так точно! Новая инъекция идей. Ферги понимал чётко, когда надо взять паузу. Он брал титулы и умел притормозить. Это дар»
Кажется, будто ничего не имеется в жизни Венгера кроме футбола – несмотря на то, что он умный и образованный человек. «Что ты делаешь, хочется спросить? Он просто любит игру, таково моё мнение. Каждый имеет своё время. У тебя был своё период успеха. Сейчас пора двигаться дальше. У меня тоже было моё время успеха. И ничего, я могу обходиться, не находясь в центре внимания»
У Грэма спросили, он также продолжает смотреть 3 игры в неделю? "Нет! Я обожаю гольф. Даже там я пытаюсь играть от защиты»
Он посмеялся, прежде чем начал говорить про свою любовь к садоводству и как он однажды одурачил журналиста, пишущего статью, мол он сажал луковицы в формации в 4 защитника. Потом Грэм продолжил смеяться, вспомнив строчку в 89 году, которую он сказал тогда: "Разве это не мило иметь моменты в твоей жизни, когда ты думаешь: ‘Ох, ничего не может побить это’»