Микель Артета был всего лишь 18-летним юношей, когда его мир перевернулся от одного телефонного звонка с указанием собрать вещи и отправиться в Париж.
Это было в январе 2001 года, и четыре года обучения в знаменитой академии «Барселоны» Ла Масия поставили карьеру молодого полузащитника на перепутье. Его путь в «Барсу» стал невероятно сложным после того, как из северного Лондона прибыл Эммануэль Пети, присоединившийся на «Ноу Камп» к признанным игрокам Пепу Гвардиоле, нынешнему боссу ПСЖ Луису Энрике, Филлипу Коку, Ивану Де ла Пенье и Яри Литманену.
В то же время Хави, Андреас Иньеста, Симао Саброза, Жерар Лопес, Габри и Боло Зенден ждали своего часа вместе с Микелем. Это было изобилие талантов и ситуация, которую новый босс «Пари Сен-Жермен» Луис Фернандес хотел использовать в своих интересах.
В 1990-е годы под его руководством парижане пережили золотой период, выиграв титул чемпиона, три Кубка Франции, два Кубка лиги и дойдя до пяти европейских полуфиналов подряд, в том числе завоевав Кубок обладателей кубков УЕФА 1996 года - свой единственный крупный континентальный приз на сегодняшний день. Однако уход Фернандеса в 1996 году положил начало периоду упадка, и легенда клуба вернулся в декабре 2000 года, когда его команда томилась в нижней половине турнирной таблицы.
В его распоряжении был Николя Анелька, который предыдущим летом завершил карьеру в мадридском «Реале», а также яркие игроки Джей-Джей Окоча и Али Бенарбиа. Лоран Робер, который впоследствии станет звездой «Ньюкасла», был талисманом команды, а молодой Сильвен Дистен впервые получил право играть в первой команде. Но для омоложения талантливого состава требовались новые игроки, и Эрнандес определил Микеля как ключевую часть процесса восстановления.
Переезд с родины в новую страну стал для подростка тяжелым испытанием, но, несмотря на то, что он отправился в неизвестность, Микель знал, что должен воспользоваться этой возможностью и в конечном итоге начать прекрасную карьеру в футболе. В тот момент зазвонил телефон, вспоминает он:
«Это было страшно для меня и для моей семьи. Мы были в Барселоне, когда нам позвонили: «Вам нужно срочно собирать вещи и лететь в Париж». Мне было 18 лет, я еще не играл в профессиональный футбол, и вы смотрите на эти имена.. они уверены? Луис Фернандес был единственным, кто поверил в меня. Это то, что вам нужно: кто-то дает вам шанс и окружает нужными людьми. Они защищали меня как сына. Это была идеальная среда для того, чтобы я увидел, на что способен».

Микель оказался в Париже одновременно с Маурисио Почеттино, который был переведен из «Эспаньола», и между ними завязалась крепкая дружба. Когда в начале этого года Микеля спросили о значении Почеттино для его карьеры, он сказал:
«Он один из самых влиятельных. Мне было 17 или 18 лет в Париже, и у меня не было никакого опыта в профессиональном футболе. Ему не нравится, когда я это говорю, но для меня он был как отец. Он взял меня под свою руку, давал мне невероятные советы и защищал меня, он вдохновлял меня, и я так многому научился за два года нашей совместной жизни».
Микель был самым молодым членом команды ПСЖ, и его задача усложнялась языковым барьером, но Фернандеша это не волновало. Он сказал The Athletic в прошлом году:
«Микель был мальчиком с таким интеллектом. Он адаптировался, проявляя смекалку на поле и за его пределами. У него хороший этикет, хорошее поведение, он всегда очень уважителен».
Кривая обучения была крутой. Профессиональный дебют Микеля состоялся в матче Кубка Франции против «Осера», который был выигран 4:0 на своем поле, а дебют в чемпионате пришелся на поражение в Le Classique против заклятых соперников «Марселя».
Однако парижане все еще были в Лиге Чемпионов, и именно в ней Микель сделал свой второй в карьере выход в основе - на «Сан-Сиро», не меньше. Фернандес предоставил 18-летнему футболисту возможность выйти в старте на одном из самых знаковых стадионов мира, во что тот не мог поверить.
«Я был в туннеле и смотрел... там были Мальдини, Пирло, Шевченко. Они все были вот такими [поднимает руку вверх]. Я такой: Правда? Меня бросили на растерзание львам, правда. Но это оказался очень хороший матч, который мне очень понравился. Это был невероятный вечер».

После ничьей 1:1 новая команда начала слаженно действовать, и в девяти последующих матчах этой кампании Микель лишь дважды испытал поражение. Его первый профессиональный гол состоялся в матче против «Лилля» (2:2), и он быстро стал незаменимым членом команды Фернандеса, который добавил:
«Мы просили его технично принимать мяч, разворачиваться, играть. Благодаря своим качествам и легкости владения мячом он все упрощал. У него хватало ума, чтобы хорошо пасовать или быть полузащитником, который навязывает себя, чтобы добиться успеха».
Семена были заложены для возрождения в сезоне 2001/02, и в процессе перестройки состава в команду пришла пара контрастных южноамериканцев. Из «Вальядолида» был подписан аргентинский защитник Габриэль Хайнце, а из «Гремио» за 5 миллионов фунтов прибыл молодой бразильский талант по имени Роналдиньо, у которого сорвался переход в «Арсенал» из-за проблем с разрешением на работу. Микель вспоминает:
«Мы были соседями по комнате в течение полутора лет. Он был огромным талантом. От него исходила аура, энергия, улыбка на лице... невозможно было находиться рядом с ним и быть в плохом настроении. Я никогда не видел такого таланта. На тренировках, на каждом занятии я думал: Как это возможно? Физически невозможно делать определенные вещи. Это было невероятно - играть с ним».

Сезон начался с того, что парижане сменили Лигу Чемпионов на Кубок Интертото, и они стали одними из его победителей: Микель сыграл еще в четырех матчах и отметился голом в победе над «Гентом» 7:1. Когда началась лига, молодой испанец создал крепкое партнерство в полузащите со звездой клуба Эдуардом Сиссе, причем на Сиссе лежала задача отвоевывать мяч, а Микель тянул на себя ответственность.
«Мне приходилось постоянно обороняться, потому что передо мной были Роналдиньо и Окоча - только представьте! Это было супер, почти нереально. Для меня это была мечта. Я был так благословлен».
Прогресс снова был медленным, но стабильным. 10 ничьих в первых 18 матчах вскоре уступили место девяти победам в последних 16, когда Роналдиньо начал находить свою голевую жилку, Анелька ушел в «Ливерпуль» после разногласий с Фернандесом, а молодой Артета продолжал набираться опыта.
Квалификация в Кубок УЕФА через Кубок Интертото позволила обыграть бухарестский «Рапид» и венский «Рапид», а в третьем раунде против «Рейнджерс» Микель сыграл матч, который должен был стать судьбоносным для его карьеры. Его влияние на команду Фернандеса было настолько велико, что когда «Рейнджерс» проводил разведку ПСЖ перед матчем, в отчете было сказано: «Молодой Артета - их самый влиятельный игрок».
Он выходил на поле каждую минуту в обоих матчах, которые завершились безголевым результатом, но ПСЖ потерпел поражение в серии пенальти, несмотря на то, что 19-летний игрок забил третий пенальти после голов Окочи и Роналдиньо.

Несмотря на этот вылет из Кубка и неважную форму ПСЖ, который в начале сезона выбыл из борьбы за титул, в итоге парижанам удалось занять четвертое место и вновь закрепиться в элите лиги. Казалось, что будущее Микеля в столице Франции - это счастливые 18 месяцев, но он стал одним из самых востребованных талантов в мировом футболе. Микель заявил:
«В тот момент я принадлежал «Барселоне», и они не смогли договориться. Я был так счастлив там, что хотел остаться, но в конце концов мне пришлось заняться чем-то другим».
Пока ПСЖ пытался договориться с «Барселоной», в марте 2002 года он отправился в «Рейнджерс» за 6 миллионов фунтов. Несмотря на все неразберихи за кулисами и то, что его дни в Париже подошли к концу, Микель остался постоянным игроком команды, сыграв в пяти из последних шести матчей, помог им пробиться в тройку лучших и вернуться в Лигу Чемпионов.
Кампания завершилась для Микеля на высокой ноте: он был включен в команду года первого дивизиона вместе с Роналдиньо и Хайнце, что еще больше подчеркнуло его растущую репутацию в игре. Он закончил свое пребывание в Париже с 53 выступлениями, пятью голами, цветущей репутацией и множеством воспоминаний.

Пока он начинал следующую главу своей карьеры, его отсутствие ощущалось: в сезоне 2002/03 ПСЖ впервые с 1988 года финишировал в нижней половине чемпионата, а Микель стал культовым героем на «Иброксе», где его дебютная кампания завершилась решающим пенальти в последний день, который помог ему завоевать домашний требл.
Но он всегда будет с радостью вспоминать те 18 месяцев в Париже, которые, в конечном счете, положили начало его успеху на «Эмирейтс».
«Это была платформа для обмена опытом в клубе такого размера и в городе, который, возможно, является самым красивым в Европе. Это был опыт, который останется со мной навсегда, с товарищами по команде, которые сформировали то, кем я хотел быть как игрок, и зажгли во мне желание стать менеджером».