Месут Озил: "Некоторые люди смотрит на мой язык тела и думают, что мне плевать, но таков я".
№10 присел с корреспондентом Goal's Arsenal, чтобы раскрыть детали о жизни в Лондоне и почему критика не ранит его.
Его футбольное путешествие началось с Германии до Испании, позднее он попал в Англию, где полностью погрузился в жизнь Лондона. Попивая из тюльпановидного стакана традиционный турецкий чай в его самом любимом ресторане, 28-летний игрок рассказывает корреспонденту Крису Витли про глубокую любовь к мультикультуре и любовь к особенной турецкой столовой недалеко от станции метро Golders Green.
«Я просто люблю жить здесь. Лондон – мировой город. Здесь столько всего, что ты можешь делать. Имеются многие другие культуры здесь, и я просто чувствую себя очень комфортно. Наш клуб огромен, и я наслаждаюсь играть за «Арсенал». Жить в Лондоне очень круто»
«Мне нравятся люди в Likya Ocakbasi Restaurant. Они часть моей семьи сейчас. И, конечно, турецкая еда. Это очень схоже с тем, что моя мама всегда готовит. Вот почему я люблю находиться здесь, я люблю эти турецкие блюда»
«Я очень горжусь, что я турок, и что мои оба родителя турки тоже. Я родился в Германии и вырос там. Играя в футбол, я изучал различные культуры, и это то самое преимущество, если ты растёшь, как личность. Вы получаете различные взгляды на определённые вещи. Я очень, очень благодарен, что я был способен взять лучшее от этих многих культур»
Озил так же несомненно горд его турецким наследством и ссылается к некоторым национальным временам в течение нашего интервью. Он иллюстрирует подъём от скудных подростковых игр в дворовых клетках до выигрыша ЧМ-14 с Германией в его новой автобиографии ‘Gunning For Greatness’, объясняя, как он имел дело с предвзятостью, когда он бился, чтобы заработать свой профессиональный контракт и про славу, которая пришла сразу после того, как он стал узнаваемым лицом ещё в подростковом возрасте».
«Я никогда не был парнем, которым любит быть в центре внимания. Очевидно, что сегодня люди узнают меня везде. Но я всегда просто хотел быть с моими людьми. Ровно так же было и в школе. Я просто ходил туда и пытался показать свой максимум. Однако в задней части моей головы всегда крутился футбол. Это моя жизнь и любовь. На поле я всегда хотел быть успешным и делать всё совершенно. Именно вот так я процветаю, и моё отношение меняется. Я просто люблю играть».
«Я всегда был тихим парнем. Я знаю, на что способен и не позволяю себе терять контроль из-за других недовольных людей. В течение моего детства и карьеры всегда были люди, которые любили меня и которые не любили. Я знаю довольно хорошо, кто я есть и кто поддерживает меня. Конечно, слава – это фактор, когда ты играешь за самые большие клубы в самых больших лигах мира. У вас есть лишь немного личного пространства. Но по-прежнему я пытаюсь проводить настолько много времени, насколько я могу со своей семьёй и друзьями и пытаюсь наслаждаться своей жизнью так, как я хочу».
Подрастая в Булмке Хуллен, маленьком турецком анклаве Гелзенкиркена, у Озила ни в коем случае не было несчастливого детства, даже если материальные привилегии были очень скудны. Его мать была уборщицей, а отец рабочим на фабрике, и когда его спросили про футбольную клетку, в которой он рос, играя в футбол, он заявил, что это помогло ему развить различные манёвры на поле на жёстких скоростях. Я указываю, что имеется очень мало похожих полей в Англии, и затем спрашиваю, мог ли бы получить английский футбол преимущество от такого скудного дополнения к развитию британских подростков.
«На самом деле я не замечал много полей в Лондоне, которые могут сравниться с "Affenkäfig" (футбольная клетка его детства). По-прежнему есть похожие поля здесь, но с газоном или искусственной травой»
«Там, где я начинал, окрестности было очень сложными. Покрытие было из цемента, и если ты упал, но незамедлительно начинаешь истекать кровью. Но это помогало. Особенно потому что я всегда играл против более взрослых парней в местности на
том самом маленьком пространстве. Вы должны быть хороши для этого. Для моего развития это было бесценным».
«Многие молодые игроки и их родители приходят ко мне. Не важно, где я, они просто спрашивают меня, каково было мне попасть на этот уровень. И вот то самое послание, которое я хочу конвоировать в свою книгу: Самая важная вещь, когда ты ещё сопляк, это получать удовольствие и развлекаться. Если ты талантлив и имеешь немного удачи, то ты будешь двигаться в своём направлении, и никто не сможет остановить тебя. Нужно обязательно работать над собой, иметь веру в себя и развлекаться. Потом ты сможешь заставить свою мечту осуществиться»
Колдунство Озила на ЧМ-10 вывело его на мировой уровень, особенно для поклонников сборной Англии, которые были очевидцами, как немец измотал Гарета Барри в жестком нокауте для англичан со счётом 4-1. Несмотря на нескольких опытных игроков, завершивших карьеру за последние 3 года, Озил будет одним из ветеранов, если сборная Германии квалифицируется на ЧМ-18 в России, и он считает, что наличие совершенной уверенности в своих игроках является философией, которая работала так успешно для немцев.
«Свежие, молодые игроки просто продолжают двигаться вперёд. В Германии имеется большое сосредоточение на работе с молодыми игроками, и всем талантам предоставляется шанс заявить о себе в первых командах. Как бы мне хотелось, чтобы точно также было бы и в английских клубах. Конечно, клубы здесь имеют так много денег в связи с телевизионным контрактам и могут купить почти что любого игрока. Но если вы глянете на Бундеслигу и нашу национальную команду, то можете увидеть, что это реально быть успешным, когда ты доверяешь своим молодым талантам»
Десятка «Арсенала» создала больше голов, чем любой другой игрок Премьер-лиги за прошлый сезон, и несмотря на неспособность повторить такую же блестящую форму в текущем сезоне, он по-прежнему приносит пользу: 11 голов, 11 ассистов во всех соревнованиях. Увидев видео, где японские фаны поют в его честь известный чант, лицо Озила сиюминутно засияло.
«Я выступал за разные клубы, но иметь собственную песню, как эта в Токио, это уникальная вещь для меня. Когда я услышал это в первый раз, у меня побежали мурашки и я по-прежнему имею их. Вы просто очень благодарны за такого рода поддержку»
Затем имелся тот восхитительный гол в ворота «Лудогорца» в Лиге Чемпионов. Многие заявляли, что это один из самых лучших голов в эпоху Арсена Венгера. Озил согласен, что он не забивал более классных голов, в сравнении с тем, что он забил в Софии.
«Я горжусь многими моими голами, но этот в ворота «Лудогорца» был как в PES! Прошёл трёх или четырёх оппонентов и забил. Когда я смотрю это, то думаю, что это лучший мой гол в карьере»
Но после каждого счастливого момента приходит неизбежность грустного момента. Февральское унижение в ЛЧ от рук мюнхенской Баварии было описано, как «одно из самых тёмных часов» в карьере Озила на сегодняшний день. Его выступление было поставлено под сомнение многими журналистами и экспертами, которые заявляли, что он «не бегал достаточно» и критиковали за его невнятный язык тела. Отрицательная реакция после унылой ночи в Мюнхене вынудила его агента Эркута Согула публично защищать своего клиента, говоря, что из Месута сделали козла отпущения за поражение 5-1. Озил поддерживает веру в себя и в свои способности, которые помогали в течение всей его карьеры, сказав, что он не будет менять свой язык тела ни для кого.
«Некоторые люди любят меня, некоторые нет. Некоторые люди смотрят на мой язык тела и думают, что мне плевать. Но таков я. Я не буду менять свой язык тела или стиль игры радикально».
«Ожидания от меня были очень высокими везде, потому что я игрок, который может сделать разницу. Вы вынуждены иметь дело с этим. Всегда будет присутствовать критика и всегда будет похвала. Но что на самом деле важно, это то, что говорит менеджер. Я говорил это много раз. Но что я не могу понять, это когда люди говорят: «Гляньте, он больше даже не толкается и не бьётся» или «Он не бегает достаточно». Если вы посмотрите на мои цифры, то увидите, что я бегаю много и показываю должное отношение к делу»
«Разочарование после игры с «Баварией» было очень, очень большим, ну это очевидно. Особенно потому что счёт был 1-1 после перерыва. Расклеиться так сильно в течение второго тайма было горечью. Не только для меня, но для всей команды. И мы знали перед ответной игрой, что это будет чрезвычайно тяжелой задачей, особенно потому, что перед вами столь сильная команда»
«Конечно, у нас были большие надежды. По-моему «Бавария» не была столь сильна, как годами ранее. Мы ожидали достигнуть чего-то большего. Разочарование было огромным, также потому что, как я думаю, мы имеем качество, чтобы зайти далеко в этом турнире. К сожалению, этого не произошло»
Игроки реагируют по-разному на поражения, и Озил описывает давление, в котором он находился в «Реале Мадриде», несравненным к тому, что ему приходится переносить в «Арсенале». На самом деле это разный вид давления, которое окружает его на Эмирэйтс, однако сам игрок убеждён, что это помогает развивать собственный элитный менталитет, что несёт под собой смысл «ничего кроме побед»
«В начале моей карьеры я думал об этом (после поражений) много и я был зол долгое время. Конечно, это по-прежнему очень похоже и сейчас, если мы проигрываем игру. Но вы не должны думать слишком много про то, что произошло, а надо смотреть вперёд. Жизнь течёт, и вы имеете успешные матчи, а также плохие матчи. Вы просто должны продолжать двигаться полным ходом»
«Вы не можете сравнивать ожидания «Реала Мадрида» с какими-либо другими клубами. Ни с «Арсеналом», ни с национальной командой. В Мадриде вы вынуждены выигрывать каждую игру. Если вы играете вничью, даже против «Барселоны», то вы провалились. Особенно, как молодой игрок, вы должны развиваться соответственным образом и нарабатывать нужный менталитет. Жозе Моуриньо помог мне много в этом аспекте. Он поддерживал меня и всегда хотел лучшего для меня. Когда я смотрю назад, то вижу, что было очень много приятных моментов в «Реале», и я завёл там много друзей»
Наш разговор неизбежно переходит к разговорам о контрактах между игроком и клубом, которые возобновятся в конце сезона. Озил поддерживает идею, что один из ключевых факторов в подписании нового соглашения будет вопрос о будущем Арсена Венгера, поскольку француз был главной силой в его переезде в Лондон в 2013 году – однако амбиции клуба будут влиять на его решение также.
«Это не только зависит от менеджера. Конечно, он был тем человеком, который убедил меня присоединиться к «Арсеналу» и он был основным фактором для меня в переезде сюда. Он очень опытный тренер, который сделал «Арсенал» одним из лучших клубов в мире. Вы должны проявлять уважение к нему, потому что он великий менеджер. Но я не решаю, останется ли он или нет. Что важно для меня – это наше развитие, как команды, и достижение наших целей»
Как много деньги играют роль в этом решении? Озил раскрыл в своей книге это, когда его агент проинформировал его про астрономическое предложение в £100 млн чистыми за период из 5 лет в команде из китайской лиги, что это взяло у него меньше 3 минут, чтобы отвергнуть этот бид.
«Деньги никогда не играли большой роли для меня в футболе. Я играю в футбол, потому что я люблю это. Конечно, вы не зарабатываете копейки и предложение из Китая было искусительным и интересным. Но как я сказал: Деньги – это не всё. Я хочу выигрывать титулы и имею цели, которые я хочу достигнуть. Это гораздо важнее, чем деньги. Вот почему я говорил с самого начала, что Китай – не опция для меня»
Турецкий клуб «Фенербахче» последние годы делал предложения, чтобы подписать его, но это не то, о чём сам Месут думает прямо сейчас. Интересно послушать про его рассказы о том, что поддерживание близкой связи с друзьями и семьей в его внутреннем круге помогало ему твёрдо стоять на земле, а также проливает свет на то, что очень мало футболистов способны быть настоящими друзьями, когда
ты в них нуждаешься больше всего.
«Многие люди спрашивают меня этот вопрос про «Фенербахче», например, моя семья или друзья. Когда они слышат что-то, как это, то они продолжают говорить мне: «Присоединись к этому клубу» или «Иди туда!» Но в данный момент у меня есть контракт с «Арсеналом» и я не думаю про Турцию и другие лиги. Вы можете никогда не узнать, что собирается произойти в будущем. Мне очень, очень комфортно тут. Мы позаботимся об остальном»
«Я стал профессионалом, когда мне было 16 лет. Многие люди приходили ко мне, притворяясь моим лучшим другом, делая вид, что хотят только лучшего для меня. Со мной каждый доброжелателен, и это нормально, что есть люди, которым ты можешь доверять на все 100%, поскольку они с тобой долгие годы. Иногда они видят вещи, которые ты сам не замечаешь. Я счастлив, что всё именно так. Что у меня есть друзья, с которыми я вырос, и семья. Они поддерживают меня, не важно, успешный ли я игрок или нет. Они любят меня, потому что я Месут и я горд за это. Много других футболистов имеют очень мало настоящих друзей».
«Я люблю проводить время дома с моими друзьями и семьёй, особенно с собакой и моим кузеном. Мои друзья и моя семья посещают меня регулярно после длительных интервалов. Мы выходим пообедать или сходить в кино. Если мы имеем несколько выходных, то я лечу куда-нибудь, в основном туда, где много солнца. Но помимо этого, я обычно нахожусь дома»
Роль и определение традиционной десятки эволюционировало, с тех пор как Озил сделал свой дебют за «Шальке» более 10 лет назад. Он чувствует себя более комфортно, играя позади форвардов, но признаёт, что многие менеджеры сейчас любят атлетичных и широких плэймэйкеров, а также, что требования его позиции может изменяться в зависимости формации и стиля игры. Что касается сравнений с легендой «Арсенала» Деннисом Бергкампом, то Озилу льстит, что он считается в той же грани, как и голландец – однако он предпочёл бы быть узнаваемым за свои собственные уникальные футбольные способности.
«Я всегда хочу контролировать игру, делать ассисты и помогать моей команде. Я был таким с самого старта карьеры. В моей позиции вы имеете множество возможностей, играя впереди: Вы можете требовать мячи, делать эффектные пасы и забивать сами. Я чувствую самую комфортную игру в роли десятки, потому что я делал это, ещё с тех пор как я был ещё подростком»
«Конечно, это заставляет меня гордиться, и это, безусловно, честь получать сравнения с таким игроком, как Бергкамп. Деннис живая легенда в «Арсенале» и он был удивительным игроком. Но я не хочу сравнивать себя с кем-либо. У меня есть свой собственный стиль, и он выработался ещё с детства. Но я горжусь подобными сравнениями, но я Месут Озил»