Деклан Райс о том, как его футбольное воспитание привело к тому, что он стал универсальным полузащитником, которого мы видим сегодня.
"Деклан, что вы помните о своих ранних годах, когда вас тренировали"?
"В том возрасте, когда мне было восемь, девять или десять лет, я тренировался три раза в неделю с игрой в воскресенье, когда был в "Челси". Мы тренировались во вторник, четверг и субботу, а матчи проводились в воскресенье. В том возрасте для меня все сводилось к получению удовольствия. Тактических аспектов было мало, главное - развиваться, становиться лучше, знакомиться с товарищами по команде, заводить дружбу. Тренировки сильно отличались от того, что происходит сейчас. Раньше было много круговой работы и работы над индивидуальными зонами".
"Как вы относились к своим тренерам в то время"?
"До сих пор я очень высоко ценю тренеров, которые занимались со мной в то время, до 18 лет, но особенно с 9 до 12 лет, потому что работа, которую они проделали, и уровень, которого они достигли, не только я, но и вся группа, были невероятными. Когда ты молод, ты так многому учишься, так много совершенствуешься, а когда ты находишься рядом с лучшими игроками страны, даже в 10 или 11 лет, ты постоянно совершенствуешься. Тренеры сыграли огромную роль в этом, потому что они были так заинтересованы в том, чтобы сделать нас лучше".
"Какие главные уроки, полученные тогда, остались с вами до сих пор"?
"Каждый вторник и четверг мы тренировались в куполе, и он никогда не менялся - с 6 до 8 вечера, купол делился на четыре зоны, и в каждой из них ты работал над чем-то своим. Это может быть 20 минут работы над левой ногой, затем 20 минут паса, 20 минут финиша и 20 минут защиты. Каждую неделю в каждом квадрате была своя тема. Это помогло мне учиться и развиваться гораздо быстрее, потому что мы изучали всевозможные виды игры. Многие игроки, с которыми я тогда играл, впоследствии сделали хорошую карьеру, и те занятия нам очень помогли".


"Была ли тогда цель создать полноценных футболистов, а не специализирующихся на определенных позициях"?
"Да, на 100%. Вместо того, чтобы просто работать над тем, что у тебя хорошо получается, я много времени уделял своей слабой ноге, и сейчас это очень сильная часть моей игры, а тогда я ее развивал. Мы занимались пасовыми упражнениями, ритмами и паттернами, и это очень помогло. Тот этап моей карьеры сыграл большую роль в том, что я делаю сегодня. У меня разнообразные навыки, и мне повезло, что я могу играть на разных позициях. Я хорошо знаю игру и знаю, чего хочет от меня менеджер, особенно здесь, в "Арсенале", и, возможно, в последние несколько лет я был не так совершенен, но я всегда был готов учиться дальше".
"На кого вы равнялись в те времена"?
"Тогда я не помню, чтобы много смотрел футбол, но я был в "Челси", и мы ходили на эти матчи. Джон Терри был капитаном, а я был центральным защитником, поэтому я все время наблюдал за ним. Как он играл, как он был лидером, как он заботился, как он устанавливал хорошие стандарты. Потом, когда прошло время, и я перешел в "Вест Хэм", я учился у таких профессионалов, как Марк Нобл и Аарон Крессвелл. Люди, которые играли во всех лигах и очень помогли мне. Хорошее влияние и пример людей, которые сделали такую хорошую карьеру, очень помогли мне".

"Можете ли вы назвать момент в своей карьере, когда, по вашему мнению, вы добились наибольшего прогресса"?
"Да, это было, когда я играл в команде до 16 лет. Я был последним игроком, получившим стипендию, и это заставило меня еще больше работать, чтобы получить профессиональный контракт, потому что у некоторых ребят он уже был. Затем я перешел в команду до 18 лет и с того момента просто взлетел. Думаю, это произошло потому, что у меня не было контракта с профессионалами, поэтому мне всегда было над чем работать, я никогда не чувствовал себя комфортно. Затем я перешел из команды до 18 лет в команду до 21 года, подписал еще три или четыре профессиональных контракта и вспоминаю этот период как очень важный в моей карьере. Я не был лучшим игроком, в том возрасте были игроки и получше меня, но я действительно посвятил себя игре. Я всегда говорил, что хочу стать футболистом, и ничто не помешает мне сделать это, на каком бы уровне я ни был, поэтому я многим пожертвовал ради этого".
"Насколько важна такая самоотдача в этом возрасте"?
"Она отличает вас в футболе. Вы можете обладать всеми способностями, но вам нужен менталитет, сердце и желание совершенствоваться и принимать критику. Очень часто люди хотят чувствовать себя комфортно и оставаться на одном уровне, но это худшее, что вы можете сделать. Потому что всегда есть кто-то, кто ждет, чтобы занять ваше место".

"Какие тренировочные упражнения вам нравились в то время"?
"Я любил их все. Я просто помню, что это было так весело. Я бы хотел вернуться назад и снова вдохнуть те моменты, потому что те тренировки и люди, с которыми я делил это время, были такими особенными".
"Как сравнивались разные менеджеры в вашей карьере"?
"На данный момент у меня их было несколько, и они были очень разными. Я начинал со Славеном Биличем, затем с Дэвидом Мойесом, Мануэлем Пеллегрини, Гаретом Саутгейтом и теперь с Микелем. Все они придерживались разных философий, и это пошло мне на пользу. Я адаптировался ко всем из них и могу многое перенять от каждого из них, но я думаю, что им всем понравилось, как я адаптировался к ним".
"Чему вы научились в школе, что помогло вам в вашей карьере"?
"Мне нравилось ходить в школу и общаться с друзьями, но моя сосредоточенность никогда не была такой сильной, как в футболе. Я никогда не мог уделять столько времени, сколько хотел, своей школьной работе, я так сильно концентрировался на футболе. Также, если честно, я никогда не был лучшим в академическом плане, и у меня никогда не было такого уровня концентрации, как у других людей".
"Что бы вы хотели знать в начале своей карьеры"?
"Что все никогда не будет просто так, и вы столкнетесь с отказом. Когда я рос, я думал, что футбол - это только счастье и никаких неудач. Но неудачи бывают всегда, и все дело в том, как ты на них реагируешь. Когда меня отпустили из "Челси", я помню, как отец сообщил мне эту новость, когда я вернулся из школы. Я, конечно, был огорчен, но затем вечером, всего через пару часов, я уже тренировался с "Фулхэмом". Отец сказал мне об этом в 17:00, а к 19:30 я уже был в "Фулхэме", потому что они узнали, что меня отпустили. Парень по имени Дэн Райс, как ни странно, позвонил моему отцу, и в тот вечер я отправился туда, и мое внимание сразу же вернулось к футболу. Я был очень расстроен, что меня отпустили, но это меня не остановило".
"Задумывались ли вы о том, чем хотите заниматься после окончания карьеры"?
"Я не знаю, куда пойдет моя карьера, но с тех пор, как я начал играть с детства, я многому научился - на поле и вне его, у разных игроков и тренеров, так что, наверное, я хотел бы научиться чему-то другому, связанному с футболом. С тем графиком, который у нас сейчас, это невозможно, но определенно где-то в будущем. Футбол - это такой большой мир, и в нем столько всего можно сделать, что я бы не хотел потратить свою карьеру впустую и не остаться в нем, когда закончу играть".
"Вы уже начали получать тренерскую квалификацию"?
"Нет, пока нет, я не знаю, хочу ли я заниматься тренерской деятельностью. Премьер-Лига - это стресс, и я думаю, что тренерская работа была бы еще более стрессовой! Но кто знает, может, я бы предпочел быть ассистентом, расслабляться с кофе и делать вызов перекладине! Но нет, я не знаю. Может быть, роль эксперта или помощь молодым игрокам. Точно не знаю, но, надеюсь, что-нибудь в футболе".
"Какой бы была ваша футбольная философия"?
"Я так многому научился у разных менеджеров, особенно у Микеля. Потребуется целая вечность, чтобы рассказать вам обо всех знаниях этого парня о футболе. Как он думает об игре, как он позволяет нам каждую неделю выходить на поле, зная все детали того, как мы можем победить соперника. Если бы я был тренером, я бы хотел перенять часть этой философии. Любой игрок, которому довелось работать с ним во время его менеджерской карьеры, расскажет вам, чему он у него научился и какой он замечательный тренер".
"Нравится ли вам аналитическая сторона игры"?
"Раньше я больше следил за своими играми, а сейчас я уже достаточно взрослый, чтобы понимать, когда у меня была хорошая или плохая игра. Если я был плох, я знаю это! Если я был хорош, я принимаю это, но я всегда хочу продолжать двигаться вперед. Я никогда не хочу чувствовать себя комфортно, я хочу быть начеку".
"Кто из нынешнего состава стал бы лучшим менеджером и почему"?
"Наверное, Жоржиньо. Я играл против него и с ним на протяжении многих лет, видел его игру за сборную Италии, и я бы сказал, что из всех, с кем я когда-либо играл, он входит в тройку лучших футбольных мозгов, которые я когда-либо видел. То, как он думает об игре, его знания, я просто думаю, что он сделает очень хорошую карьеру менеджера из-за того, как он видит игру".
"Как вы думаете, чему футбол может научиться у других видов спорта"?
"В футболе нам очень повезло: нас 11 человек на поле, и если один из них совершает ошибку, то 10 других подхватывают ее. Но если бы у вас была команда, в которой каждый обладал бы индивидуальным мышлением, чтобы пробиваться вперед, как в индивидуальных видах спорта, таких как гольф или теннис, тогда вы могли бы выйти на совершенно новый уровень как команда. Я постоянно вижу это в нашей команде - игроков, которые просто хотят победить, и вы часто видите это в индивидуальных видах спорта. У футболистов много свободного времени, много путешествий, проживания в отелях, в то время как отдельным видам спорта приходится больше думать о собственном восстановлении и подготовке, в том числе и о психологической стороне. Так что футбол может погрузиться в это больше".